ЛАМПАДКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Авторський сайт протоієрея Сергія Івченко
ЛАМПАДКА

Прагматизм, или истина по-американски


Есть такая наука - философия. Очень многим она может показаться скучной и бесполезной.  Вкус к философии у нас отбит прочно и основательно: в школе о ней – молчание; в ВУЗах – «снотворные» лекции и тоскливые учебники; в жизни – абсолютная неприменимость, набор имен и непонятных латинских терминов – и больше ничего! Кому-то вполне удалось внушить нам мысль, что эта наука нам не нужна, и это оказалось «кому-то» очень выгодно, чтобы никто не догадался, что законы философии определяют строй всей нашей жизни. Политика, экономика, социология, медицина, образование, культура – все стороны человеческой жизни строятся на определенной философской основе. Как без закона тяготения ничего не происходит в природе, так и без философии ничего не происходит в нашем мире.

Не так давно у нас закончилась эпоха диалектического материализма. Это философское учение, выраженное в 40-ых годах 19-го века К. Марксом и Ф. Энгельсом, а в начале 20-го в. развивалось В.И. Лениным. В период существования СССР,  диалектический  материализм был провозглашен единственной философской  основой  науки,  культуры  и социальной жизни,  и верно служил идеологии  и  политике компартии многие годы.  Хоть и времени с тех пор прошло немало, но еще так хорошо помнится: «материя - единственная основа  мира,  сознание  -  свойство  материи,  движение  и развитие мира - результат его внутренних противоречий».  Со школьных времен многие поколения зазубривали основные законы диалектического материализма: «единство и борьба  противоположностей, переход  количественных  изменений  в качественные,   закон   отрицания отрицания». Сколько вреда, сколько горя принесла на нашу землю эта философия! Разрушенные храмы, расстрелянные священники, вымершие от голода села, массовые репрессии, искалеченные души и судьбы многих миллионов людей – вот последствия законов диамата. Слава Богу, что все это уже в прошлом, и чтобы все это никогда не повторилось в будущем!

 Сейчас в современной Украине нет какой-то определенной и четко сформулированной философской системы, согласно которой бы развивалось и жило наше общество. Но свято место, как известно, пустым не бывает. Нет своего – прейдет чужое. Если мы сейчас не выберем христианские ценности и нормы жизни, то нам навяжут американский стиль и образ жизни. Как советское общество руководствовалось философией  материализма, так и современное американское общество тоже  руководствуется  хорошо разработанной и доведенной до совершенства философской системой. Имя ей – прагматизм  (от греческого  pragmatos - дело, действие).  У нее тоже есть свои «марксы-энгельсы-ленины» – теоретики и разработчики.

 Когда во второй половине 19-го века Европа зачитывалась «Капиталом», то в далекой Америке жил и трудился скромный математик и философ Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914). Он выдвинул принцип, согласно которому содержание понятия целиком исчерпывается представлением о его  возможных  последствиях. Примерно это обозначает следующее. Возьмем мобильный телефон. Это нужный предмет или бесполезный?  По нему можно поговорить с близкими, его можно взять с собой и позвонить с любого места, а еще им можно фотографировать, слушать музыку, связываться с Интернетом. «Да, этот предмет полезный», - соглашаемся мы. «А раз он полезный, то он хороший», - говорят нам, и чем полезней - тем он еще лучше! А все хорошее нам нужно, просто необходимо! Как же можно жить и обходиться без хороших и нужных вещей?  Такая логика оказалась привлекательной и симпатичной. А главное –  результативной.   На мысли Пирса обратили внимание, у него появились единомышленники и последователи. Сразу философ и психолог Уильям Джеймс (1842–1910), а потом педагог Джон Дьюи (1859-1952) разработали доктрину прагматизма. Был даже разработан новый критерий истины. Как это теперь называют: «американская истина» - истинно то, что отвечает  практической успешности   действия. Хорошо лишь только то, что приносит пользу. Теория прагматизма стала основой жизни для современной Америки. Эта философия мощной волной распространяется по всему миру. Она породила огромную американскую потребительскую цивилизацию: «Человек, живи и бери от жизни все! Все для тебя, бери и пользуйся всеми благами, потребляй их, один раз живем!»  И пользуются. Почти половину производимых товаров в мире потребляется именно в Америке. Производи и потребляй - и ничего больше не нужно. Вот настоящая религия Америки.

Был сформулирован общий метод решения различных жизненных ситуаций, которые происходят с людьми.  Объекты познания, с точки зрения прагматизма,  не  существуют независимо от сознания, а формируются познавательными  усилиями  в  ходе решения практических  задач.  Мышление  -  средство  для  приспособления организма к среде с целью успешного действия. Перевести на человеческий язык это можно так. Живет себе некий добропорядочный гражданин и говорит: «Есть Бог и я в него верю!». Государство ему отвечает: «Молодец! Ты совершенно прав! Мы тебя уважаем и принимаем таким, как ты есть. Ты – личность и можешь иметь свои убеждения. Живи, трудись, обогащайся, приноси пользу обществу. Только не вздумай сомневаться что Бога нет, а то ты не будешь спать ночами и будешь читать умные книжки, пытаясь во всем разобраться. От этого у тебя нарушится аппетит, твое здоровье пошатнется, ты утратишь работоспособность, и (о ужас!) перестанешь платить налоги! Так что Бог есть, и не сомневайся!»  Рядом живет другой, не менее добропорядочный гражданин и говорит: «Бога нет, и я ни во что не верю!» Ему говорят: «Молодец! Ты совершенно прав! Мы уважаем твои убеждения и будем охранять твои права. Живи, трудись, обогащайся, приноси пользу обществу, и уважай мнение своего верующего соседа, а то еще чего доброго, затеете с ним диспут, да еще подеретесь, да еще тебе захочется в его церкви окна побить. А от этого тебя заберут в полицию, и ты не выйдешь на работу. От этого произойдет урон государству. Нет, и не думай сомневаться, что Бога нет! Ты свободный человек и никто не должен колебать твоих убеждений!» 

Был даже разработан тип идеального человека, супермена, отвечающего всем принципам прагматизма. Почти все американские фильмы, мультфильмы для детей  пронизаны этой философией и построены на почитании сверхчеловека. Там всегда есть два героя – один плохой, другой хороший. Плохой – отпетый негодяй. Он хладнокровно убивает, грабит, употребляет наркотики, курит. У него нет никаких моральных принципов, от него сплошные бедствия. Хороший - по своим нравственным качествам почти не отличается от плохого. Он также хладнокровен, расчетлив и способен убить. Может нарушить закон, украсть, солгать, но привлекателен своей непобедимостью, не теряет чувства юмора даже при смертельной опасности. Есть существенная разница между ними. «Хороший» самоотверженно защищает простых людей от «плохого» и в конце его одолевает. Все, кажется нормально – главная идея непоколебима: добро побеждает зло. У зрителя возникает симпатия к образу положительного героя не потому, что он чистый, добрый, высокоморальный,  а потому, что он приносит пользу людям. Раз он может защитить меня и мою собственность, то он хороший. А ко всему хорошему у человека автоматически срабатывает психологический закон подражания.  На хорошего человека хочется быть похожим. И вот здесь начинается огромнейшая подмена ценностей. У положительного персонажа, оказывается, нет хороших качеств! Образ жизни его состоит из элементов греха. Он с легкостью блудит, горделив, самоуверен, ему не чужды никакие греховные удовольствия. Он берет от жизни все, не задумываясь о последствиях. В итоге получается, что зритель подражает уже не самому «хорошему» герою, а его грехам. Грех превращается в  неотъемлемую часть героической персоны, его истину и норму жизни. Грех становится привлекательным, потому что облечен в маску добра. До такого тонкого приема разрушения человеческой личности не додумались никакие тираны! Зато успешно воплотили в жизнь американские прагматики. Уже не важно, как мы это назовем, - зомбирование или психопрограммирование, важно то, что вся эта нечистота вторгается в нашу жизнь, в жизнь наших детей. Противостоять этому культу сверхчеловека может только красота высоко-духовной православной личности.

 В рамки прагматизма оказалось возможным вписать все что только выгодно. Здесь нет и тени высоких идеалов христианства основанных на любви к ближнему ради любви к Богу.  Везде царит холодный расчет и выгода. Курить плохо? Конечно! Ведь это лишает здоровья работоспособного налогоплательщика и тем подрывает экономическое состояние страны. Долой курение и ввести денежные штрафы курильщикам – чтобы все поняли, что курить не выгодно, а выгодно вести здоровый образ жизни. Эксплуатация, порабощения человека человеком, где отдельно взятое государство загоняется в условия   деспотической тирании, чтобы  из его жителей выжать все что можно – это уже устарело, это уже в прошлом, это уже не выгодно. Что можно взять с нищего раба? Прагматизм открывает такие просторы для управления людьми, которые ни Наполеону, ни Гитлеру, ни Сталину даже и не снились. Когда люди  здоровы,  сыты, одеты, свободны, имеют много денег, дом «полную чашу», когда нет никаких экономических и политических потрясений, и жизнь кажется земным раем, то наступает самое страшное. Достаточно убедить людей, что это норма жизни, и что по-другому жить никак нельзя, а потерять все в мировом экономическом кризисе - это и есть самая большая катастрофа, то с людьми можно делать все, что угодно. Идея золотой клетки с открытыми дверями – плод прагматической идеологии. Попадем ли мы в нее? Это зависит от нас.


Назад к списку