Царский подарок
Наверное, ни в одного народа земли нет такой красивой, величественной, одухотворенной истории, которую имеем мы. Православному человек невозможно ее не любить. Можно смотреть на историю нашего отечества как на свод холодных дат, событий, хронологических таблиц, - и не найти для себя ничего полезного. Но можно через книжные строчки всмотреться в живые лица людей, и увидеть чем они жили, как страдали, как верили, как любили...
От Казани до Москвы путь не близок. Медленно двигалось войско, - а царю было куда спешить. Дома его ждала молодая царица Анастасия Романовна, и под сердцем носила дитя. Срок чревоношения подходил к концу. Все ждали наследника. Боярского рода была царица, но не за знатность ее полюбил царь Иоанн, а за личные достоинства. Нет женских добродетелей, которых не имела бы Царица Анастасия: благочестива, смиренна, целомудренна, милосердная да еще красива, умна и тверда характером. Со вспыльчивым и своенравным супругом она могла сотворить чудо, превращая его гнев не милость. Все видели, что добрая царица наставляла и проводила царя на все хорошие дела. Пять лет не давал им Бог детей, и, наконец, - великая радость: 26 октября 1552 года рождается в царских супругов сын. Крестили с именем Димитрий.
Добрая весть застала самодержца на полпути в Москву. Исполненный радости и счастья он направляет свой путь в Лавру преп. Сергия Радонежского, чтобы послужить благодарственный молебен. В столице его встречает собор духовенства с ликующим народом. В Кремле - супруга Анастасия с младенцем. Все ликовали и радовались царскому счастью. Оказалось – не долгому.
В Киррило-Белозерском монастыре царь Иоанн посетил бывшего Коломенского епископа Вассиана Топоркова, друга отца его, лишенного епархии за лукавство и жестокосердие. По-прежнему он был исполнен мирскими страстями, со злобою и ненависть к боярам. Иоанн хотел лично познакомиться с человеком, которому так доверял его родитель и услышать совет, как лучше править государством. Вассиан сказал ему: "Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила, что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не повиноваться. Тогда будешь тверд на царстве и грозою вельмож. Советник мудрейший государя неминуемо овладеет им". Слова эти произвели сильное впечатление. Он схватил и поцеловал руку Вассиана произнеся: "Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета!"
Утешил Господь царственных супругов и даровал через год сына Иоанна. Благочестивое сердце матери, не остывшее еще от плача по первенцу Димитрию, ищет для новорожденного только у Бога средств к защите, и покровительства у святых. По совету чьему доброму, или самих Господь надоумил, - измерили рост младенца и по этой мерке заказали иконописцу искусному икону. Изображался на ней небесный покровитель царевича - св. Иоанн Лествичник. С тех пор и возникла благочестивая традиция писать "мерные", "родимые" иконы для княжеских детей. Были, таким же образом, написаны мерные иконы и старшим братьям Иоанновым - царевичам Федору и Димитрию, страстотерпцу Углицкому. Эти иконы, и еще пять им подобным, сохранились до наших дней и теперь находятся в музее московского Кремля. Традиция написания мерных икон прожила короткое время - примерно 150 лет. При царе Петре Первом она угасла. Был ли обычай у простых людей писать мерные иконы - история отвечает молчанием.
Матернее воспитание так и не успело коснуться сердца царевича-наследника. Воспитанием сына занялся родитель и не дал яблоку далеко закатиться от яблони. Молодой наследник был неразлучен с Грозным царем. Присутствовал в Думе, участвовал в державных делах. В делах богомерзких также разделял участие с отцом и его окружением. Научился сластолюбствовать и губить людей. От самой юности в царевиче обозначились страшное ожесточение сердца и необузданность в любострастии. Царь Иоанн Грозный готовил для России второго себя.
Унаследовал царевич Иоанн Иоаннович от отца и противоречивую натуру. Часто посещал монастыри для богомолья. В 16 лет посетил Кирилло-Белозерский монастырь и пожаловал 1000 рублей, от себя добавив прошение: "...ино похочет постричися, царевича князя Ивана постричи за тот вклад, а если, по грехам, царевича не станет, то и поминати". В 26 лет он пишет канон, житие и похвальное слово преп. Антонию Сийскому. Сам царевич вспоминал, что преп. Антоний приходил в Москву к его родителям и любил их духовно, особенно его матушку, добродетельную Анастасию. Было в душе царевича много доброго, но все это оказалось погребенным дикостью отцовского воспитания. Царевич Иоанн Иоаннович был умен и к славе отечества ревнив, что, наверное, и сгубило его.
Осенью
Традиция написания мерных икон прожила короткое время - примерно 150 лет. При царе Петре Первом она угасла. В наше время ее пытаются возродить ревнители благочестия. Очень хорошо, назидательно и умилительно, что у человека будет икона его небесного покровителя, да еще и имеющая непосредственное отношение к нему: в величине образа отражается его рост в младенчестве. Это символично. Как бы говорится, что "породнившись" с иконой, сумей своей благочестивой жизнью "породниться" и со Святым, на ней изображенном. Только подражать царским обычаям не легко. Измерить рост новорожденного просто, а заказать написание иконы у иконописца - дело остается дорогое и сложное как во времена Иоанна Грозного, так и в ниши дни. Возможно, для очень многих эта традиция останется не доступной, и многие дети лишатся такого хорошего подарка. Но что помешает подарить своим детям нашу любовь, выраженную в благочестивом их воспитании? Христианское воспитание - вот поистине царский подарок, но это уже предмет для другого разговора.
Назад к списку