ЛАМПАДКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Авторський сайт протоієрея Сергія Івченко
ЛАМПАДКА

Перстень хана

- 1 -

Необычайным волнением в тот  день исполнилось сердце великого князя Иоанна Красного. Ордынский хан Джанибек прислал через своего посла письмо. Прочитав его несколько раз, московский князь решительно встал - осенил себя крестным знамением и молитвенно взглянул на Спасов образ. Дела княжеские были отложены. Спешный приказ посыльному собирать бояр и срочно пригласить митрополита Алексия - встревожил всех в палатах княжеских. Обеспокоиться было чем. Такого на Руси еще не знали. Грозный хан, повелитель половины мира, распорядитель судеб многих народов – просил о помощи. Просил не для себя. Его мать тяжело заболела. Только просить он не умел.  Чуждо было хану смирение, тем более перед рабом. Упрятал он просьбу свою в облик угрозы волчьей.

 Хан Джанибек не любил военные походы. Русь не грабил и города не жег. Пошлет баскаков дань подобающую собрать – и ладно. Только один раз за всё его правление, в 1347 году, произошёл набег ордынцев  на окрестности г. Алексина. Теперь он угрожал войной всей земле русской. Как сейчас вспоминал великий князь отца своего, покойного князя Иоанна Даниловича Калиту, как теперь его не хватало! Он бы помог - талантливый был дипломат и умел ладить с ханом. Много раз он ездил в Орду и заслужил уважение и доверие хана Узбека. Слово вовремя и кстати - сильнее письма и печати. Все удивлялись – другие земли русские страдали от набегов, а владения князя московского оставались спокойными, процветали и наполнялись жителями.  Не зря писал летописец тех времен: «Перестали поганые воевать русскую землю, перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости, и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле». Но то был Иоанн Калита. Сын его Иоанн Иоаннович – дело другое: кроткий, тихий и милостивый князь.

Тем временем собрались бояре. Торжественно, как подобает сану архиерейскому, встретили митрополита Алексия. Князь сам вышел ему на встречу, провел и усадил одесную своего трона. Тревожный взгляд княжеский пронзил душу святителя. Он понял – пришла беда.

 Дьяк оглашал письмо от хана. «Мы слышали, - писал хан, - что есть у вас служитель Божий Алексий, и что небо ни в чем ему отказывает, и Бог слышит его молитвы, когда он о чем просит. Отпустите его к нам. Если его молитвами исцелится моя царица, то дарую вам мир. Если же не отпустите его, то пойду огнем и мечем опустошать землю вашу». Взоры всех устремились ко святителю - что он скажет, как решит, как поступит? Не дал сразу ответа пастырь добрый. Попросил помолиться в своем храме у образов святых. Тяжело, ох как тяжело было ему дать ответ подобающий! Хан требовал от него чуда. Смиренное сердце тихо просилось отказаться от сей ноши великой. Но глас детей и матерей, могущих погибнуть от кривых мечей татарских, превозмог. Отказать он не посмел. Подвергнуть родную землю кровопролитию не дерзнул. «Прошение и дело превышают меру сил моих, - говорил он князю, - но я верую Тому, Который даровал прозрение слепому. Он не презрит моления веры».

Тот не унывает, кто на Бога уповает - стал собираться святитель великий в дорогу далекую, постоять за землю русскую. Испросил он благословения Божьего на дело нелегкое. В соборном храме, перед чудотворною иконою Богоматери, у раки святителя Петра  всем миром молились о даровании милости Божией. Не дал Господь забыть людям русским, что все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом. Во время молебна совершилось чудо дивное – сама собой зажглась восковая свеча перед гробом чудотворца. Окрыленный единым упованием на Бога Милосердного, взял святитель Алексий огарок свечи чудной, воду святую и отправился в путь 18 августа 1357 года, с обозом княжеским, данью да подарками в Золотую Орду.

- 2 -

Долга и опасна была дорога к дворцу ханскому. Скоро поедешь, не скоро доедешь. Почти месяц добирался святитель к столице Орды. Много молился в дороге, много дум проносилось в его душе. Радостных и тревожных. Вспоминалось ему свое первое путешествие в Орду. Три года назад, летом 1353 года он ехал в Константинополь к патриарху Филофею. Согласно полученной от него настольной грамоте от 30 июня 1354 года, святитель Алексий, не будучи греком, возводился в сан митрополита в виде исключения, за добродетельную жизнь и духовные достоинства. В это время он заезжал в Орду выразить почтение хану и получить от Тайдулы, матери хана Джанибека, проезжую грамоту (ярлык). Этой грамотой - свита, обоз и имущество святителя защищались от всех возможных посягательств, «коли к Царьграду пойдет». Владыка видел тогда царицу издали. Бледная и усталая, она передала свиток, и водимая прислужницей под руку удалилась в свои покои. Ее продолжительная болезнь тогда только начиналась. Позже доходили слухи, что царица совсем ослепла, сильно занемогла и редко выходила на люди. Хан искал по всем странам лекарей, использовал все возможные средства, но все было тщетно. Тайдула угасала.

Вспомнил святитель и свое детство далекое, свой дом, своих давно почивших родителей – отца Федора Бяконта, боярина знатного и добрую маму Марию. Вспомнил, как еще, будучи отроком тринадцати лет, он раскинул сети для птиц. Заснул под кустом в сторонке и вдруг услышал голос: «Зачем ты ловишь птиц? Тебе нужно быть ловцом людей!» Как пламенно тогда загорелось его сердце ко Господу и отозвалось твердым намерением принять монашество. Вспомнился и старец Геронтий, его первый наставник в монастыре, благочестивый и опытный в духовной жизни, и верный друг - инок Сергий из лесной обители  близ Москвы. Он уже тогда прозревал в этом молодом монахе доброго подвижника и молитвенника, которого, чуть позже, прозовут в народе Радонежским чудотворцем, игуменом земли русской. 

Всего более тревожилось сердце от грядущей встречи с ханом.

- 3 -

Джанибек, потомственный чингизид – одиннадцатый хан Золотой Орды, сын знаменитого Узбек хана, был мусульманин, к православию равнодушен, но как и все его предшественники выдавал охранный ярлык для русских церквей, чтобы там возносили молитвы за него и его семью. К власти пришел стезей кровавою.  После смерти его отца, хана Узбека, власть перешла к старшему сыну Тинибеку. Но не долго властвовать ему пришлось. Завистливое око видит широко - распаленный своим непомерным тщеславием, гордыней и невиданной жаждой власти Джанибек дерзнул учинить переворот. С помощью преданных ему вельмож ордынских он совершил злодеяние. Убил своих братьев – хана Тинибека и возможного претендента на власть – младшего брата Хирзу. Ставши ханом, по своей жадности, не любил тратить деньги казны на дорогостоящие военные походы, а предпочитал управлять подвластными княжествами с помощью бесцеремонного вмешательства в их внутренние дела. Плел интриги, содержал сеть доносчиков, кого хотел – ссорил, кого – мирил. Своей хитростью и коварством держал в страхе все ордынское царство 15 лет.   

Митрополит Алексий был прекрасно осведомлен о прошлогоднем завоевательном походе хана Джанибека в Азербайджан. У корысти всегда рожа бескорыстна  - властитель Орды сумел хитро воспользовался тем, что азербайджанцы оказались на грани государственного бунта и мечтали любым способом избавиться от своего ненавистного и кровожадного тирана Мелик Афеша. Жители даже согласились добровольно помогать ханскому войску и признать власть Джанибека. В районе Уджанского гурука войско тирана Мелика было разбито. Азербайджанцы сразу радовались такой перемене, а потом тужили, что поменяли шило на мыло. Наместником этих земель хан оставил своего старшего сына – Бердибека.

С такими думами тяжкими и тяготой сердечною покинул владыка святый палаты царские, и не знал, с чем вернется оттуда и вернется ли вообще.

- 4 -

    После всех подобающих церемоний, приветствий и приношений даров, хан лично отвел митрополита Алексия в опочивальню царицы. Она возлежала на бархатном ложе и только протянула свою болезненную руку в сторону владыки. По голосу его узнала – зрение покинуло ее. Было очень заметно, что она сильно изменилась за эти три года от последней их встречи. Престарелая ханша Тайдула была старшей женой хана Узбека, заменив после смерти его жену Баялун в 1323 году. Родила ему двух сыновей - Тинибека и Джанибека, а также дочь. Была деятельною, отличалась проницательным умом, любила вникать в дела государственные и имела своим уделом город Тулу. Но годы и хворь сделали свое дело – друзей становилось меньше, а недругов – так и не счесть. А как совсем ослепла, то ощутила себя всеми оставленной - на обеде все соседи, а пришла беда, они прочь как вода. Недавно Тайдула сон чудный видела. Шел ей навстречу святитель Алексий - красивый, сияющий, в прекрасном архиерейском облачении, в сопровождении священников многих. Проснувшись, повелела царица исшить по образцу виденному облачения для гостя дорогого, из тканей драгоценных, златом шитых. Давно она дожидалась митрополита, как друга званного, в скорби помощника. 

Золото огнем искушается, а человек напастями, так и сердце матери не могло успокоиться о гибели сына, тем более от руки брата.  Джанибек это понимал и мучимый совестью искал, хоть чем ни будь облегчить страдания материнские. С этим и был вызван митрополит из далекой Москвы.    

Приготовили все нужное к молебну - влили в красен ковш воду святую, отворили складень походный, а владыка Алексий зажег свечу от мощей святого Петра привезенную. И отверз уста свои святитель земли русской в молитвенном прошении ко Господу Небесному. Молился пламенно, чисто, от всего сердца и от всего помышления – как никогда еще в жизни своей. И молитва праведника у Престола Вседержителя оказалась угодной и услышанной. Отозвался в тот час Царь Небесный на прошение верного раба своего – по окроплении святой водой царица Тайдула выздоровела и свет Божий узрела. Было это в день воспоминания чуда святого Архистратига Михаила в Хонех. Разнеслась весть о чуде Божьем по всей Орде и познали все, что велик и славен Бог христианский.

Умягчилось сердце хана от такого чуда великого и одарил он русичей своею милостью – снизил дань для земель русских, златом-серебром вознаградил святителя да ярлык охранный для церквей выдал.  Исцеленная царица в порыве благодарности спросила, чего бы хотел получить митрополит от нее – любое желание исполнит. Блаженный Алексий пожелал, чтоб это чудо Божье прославлено было, и будущими потомками не забылось. Попросил он у царицы удел земли, чтобы воздвигнуть мужской монастырь с соборным храмом  во имя Чуда святого Архистратига Михаила. Тайдула подарила святителю кремлевскую землю, принадлежащую хану, где находился Посольский двор Золотой Орды и где собиралась дань с москвичей.

С радостным сердцем собирался владыка домой, ведь на чужой стороне и весна не красна. Перед отъездом все явились хану поклониться – да и в путь. Царица открыла драгоценную шкатулку и достала перстень – искусной работы, с драконом чеканным. Хан Джанибек взял перстень, поднял его всем на вид и торжественно одел на десницу митрополиту Алексию. Это было последнее награждение в жизни ордынского повелителя.

Все заметили, что в конце прощальной церемонии хан побледнел, споткнулся и чуть не упал, подхваченный своими слугами. Его почти уносили на руках, и он взором своим устремился ко святителю. В очах страх и уста просили помощи. Метнулся было митрополит на помощь к хану и возможно, вымолил бы и ему здравие, но – не пустили.  Путь ему преградили люди ратные и посоветовали побыстрей убираться подобру-поздорову. 

   -5-

 От худого семени не жди доброго племени. Когда прошло немного дней после отъезда, в дороге дошла весть к святителю Алексию, что Бердибек, старший сын хана Джанибека, узнав о болезни отца, оставил Азербайджан и направился в Сарай. Мчался он не налегке, а со всем своим войском. Позже, подъезжая к самой Москве, узнали, что Джанибек убит своим собственным сыном и ханом стал Бердибек, убив своих двенадцать братьев. Так явился двенадцатый хан и правитель Золотой Орды. Святителю Алексию нужно было в третий раз ехать в Орду, к новому хану,  подтверждать свои ярлыки. Новый правитель требовал от всех русских князей увеличенной дани и грозился пойти войной на русскую землю. Кроткое слово и буйну голову смиряет - святитель Алексий, при помощи исцеленной Тайдулы, укротил ярость Бердибека и даже получил от него новый ярлык, подтверждающий права Церкви и духовенства. «Владыко! Чем заплатить тебе за труды твои? Ты даришь нас жизнию мирною!» - встречая, говорил святому Алексию восьмилетний отрок Димитрий, позже прозванный людьми – Донским.  

Но спесивый высоко взлетает, да низко падает. Не успев всласть повластвовать, он пал от рук царевича Кульпы, а того, вместе с его двумя сыновьями через пол года убил Науруз. Сразу из-за Урала прибыл новый претендент – Кидырь и зарезал Науруза, его сына и многих их сторонников. Но и тот не долго царствовал - пал от рук своего старшего сына Тимура-Ходжи, который тоже умер не своей смертью. За двадцать лет в Орде сменилось двадцать ханов. Также, в 1360 году, по приказу хана, была убита и престарелая Тайдула. Эту кровавую вакханалию прекратил хан Тохтамыш. Но это уже стало началом заката Золотой Орды.

Прошли века. Миновали кровавые тираны, терзающие землю нашу – канули в лету, и кто о них сейчас помнит! А Русь Святая, Господней милостью, выжила, окрепла и утвердилась.  


Назад к списку