ЛАМПАДКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Авторський сайт протоієрея Сергія Івченко
ЛАМПАДКА

Не хочу быть пилигримом


Признаюсь честно: я – заядлый домосед. Отправиться в дальнюю дорогу – для меня потрясение. Только что-то нужное, потребное, что никак нельзя обойти стороной, может меня заставить подойти к билетной кассе или взяться за атлас автомобильных дорог.  Сознаюсь опять – паломничество в число этих причин не входит. Но от этого несчастным себя никак не ощущаю.

Есть в православии одна тайна. Секретный принцип, на котором зиждется вся литургическая жизнь: Церковь не подчиняется законам физики. Разделённостьисторических действий, людей, предметов в пространстве и времени - для Церкви не существует. Нет такого события в Священной Истории, в котором бы не смог участвовать современный верующий человек. Какие счастливые люди Иерусалима, что они могли видеть Господа! Могли слышать Его, говорить с Ним, получать от Него исцеления. Могли хотя бы издали лицезретьСпасителя, с верою прикоснутся к Его одеждам. А какие счастливые те пастухи и волхвы, что пришли к новорождённому Богомладенцу, как радостно пламенело сердце их от Божьего присутствия! А какие счастливые Апостолы! Они много времени находились рядом с Господом, слушали Его глаголы жизни, видели Его чудеса, переживали о Нем, Распятом, торжествовали о Воскресшем! Как имвсем повезло, что они жили в такое прекрасное время и в таком святом месте! А как же – мы? Неужели река времени отнесла нас на две тысячи лет от блаженной рыбацкой лодки, с которой проповедовал Сын Божий и неумолимо относит все дальше и дальше? Почему так не справедливо, что даже Его враги, гонители, могли увидеть Того, Кто землю одевает облаками и сотворил все видимое и невидимое, а мы – нет!  Просто читать о жизни Спасителя мы не согласны. Нам нужно Его слышать, Его видеть, ощущать Его исцеляющую десницу, и чтобы сердце трепетало то восторга, как у Луки и Клеопы по дороге в Эмаус. Или все – или нечего. И это ВСЕ – дано нам. 

Пока суетный мир изощряется в фантастических мечтах о путешествии во времени и упирается в стену разочарования от невозможности сказку сделать былью, мы, православные – этим реально живем и пользуемся. Это для нас норма бытия, как для птицы летать и для рыбы плавать.

Когда мы переступаем порог храма, то время для нас исчезает. Во время Рождественского богослужения  мы не просто слушаем об умилительных событиях Вифлеемской ночи. Мы – там, в пещере, возле яслей Иисуса. Кланяемся вместе с пастухами и с волхвами выбираем путь в обход Ирода. Во время службы Богоявлению к нам обращается Иоанн Креститель: «Покайтесь, приблизилось бо Царство Небесное», а Господь рядом, возле нас, погружается в Иордан. Приступая к Чаше, мы – в Сионской Горнице, вместе с Апостолами, из рук Самого Христа принимаем Святое Причастие и Господь входит в нашу жизнь. А рядом Иуда в ночи хлопает дверью – и все смотрят нам в глаза - спрашивают: «Ты – за ним, или с нами?» Во время Пасхальной службы мы – на Голгофе, реально просвещаемся лучезарным Воскресением, и отваленный камень от Гроба подкатывается к нашим ногам, а святые жены ароматное миро несут мимо нас.

Проходя с группой паломников, вместе с неумолкающим гидом, только и остается довольствоватьсяразмышлениямио тех великих событиях. Мы можем видеть и осязать священные памятники тех славных времен, помолиться возле них, но напитать иссохшую пустыню нашей души этиммы не можем.Мы только прикасаемся ккраю златого сосудаблагодати. Испить же из него можно только на православном Богослужении. Никакие экскурсии, никакие рассказы, никакие переживания не дадут нашей душе и миллиардной доли той благодати, которую в полноте получаем на Литургии. Независимо от того - служитсяона в маленькой сельской церкви или величественном кафедральном соборе; возглавляет ее молодой батюшка или маститый старец; поют на клиросе простые бабушки или профессиональный хор. Господь один и Тот же всегда и везде.

В какое прекрасное время мы живем! Строятся храмы и монастыри,  можно свободно ходить в церковь, носить крестик и не бояться, что вдруг начнутся притеснения за то, что ты православный. Прихожане, кто постарше, еще помнят то время, когда детей крестить приносили ночью, тайком, в дом к священнику и боялись, чтобы никто не узнал. На роботе от этого бывали неприятности. Чтобы в церковь прийти спокойно в день воскресный помолиться, свечку поставить, причаститься – и речи быть не могло! Все тайком.  Храмов было мало, и добираться до них очень трудно. О паломничествах никто и помышлять не смел. Сейчас многое изменилось.Можно свободно посетить любой монастырь, любая далекая святыня доступна. А главное - так рядом. Только руку протянуть!

Разве можно назвать разумным, жить возле колодца и, изнывая от жажды, отправиться в долгий путь, чтобы выхватить каплю воды. Разве это правильное отношение к духовной жизни, когда рядом, в своем селе или микрорайоне стоит храм, где совершается божественная Литургия, и его посещать крайне редко, - но зато терпеть  неудобства и  искушения трудной поездки ради такой же самой службы, что и в своей церкви. Сколько стоит усилий, например, чтобы причаститься. Это требует особенной духовной собранности, тишины, спокойствия для принятия Святых Таин. А как это нелегко осуществит в паломническомпутешествии! Дорожные трудности нужно преодолевать, - а тут и поститься надо, и правило молитвенное вычитать чтобы  ко Св. Причастию приступить. Сколько искушений бывает при таких поездках: то кто-то накричал, то не туда пошел и обругали, то не выспался. Какое уж там благоговейное настроение и страх божий! Суета одна. Как попало, но зато героически попричащался в большой церкви славного далекого монастыря, рядом с великою святыней. В гостях оно хорошо, да только дома – лучше. Не добрее ли - не спеша, спокойно, исповедаться у своего батюшки, стихостью в сердце приступить к Причастию и понести с трепетом и радостью Дар домой, к своим родным и близким.

Побывать в монастырях, помолиться у святынь конечно полезно, но намного полезней влиться в жизнь своего прихода, стать частичкой Церкви. Приходская жизнь сродни жизни семейной. Как в семье нас окружают дорогие, любимые люди, так и в своей приходской церкви мы встречаемся с милыми дорогими братьями и сестрами и с любимым нами Господом. 

Я люблю своих прихожан.Они для меня дороги и с ними приятно молиться, совершать Литургию. Не тянется моярука к рекламным буклетам паломнических фирм. При всем уважении к миссионерскому значению идеи паломничества, никак мне не хочется оставить службу в родном храме и поехать в праздник к знаменитой святыне.Мне покойно на душе от убеждения, что одна, но с любовью друг к другу и к Богу, Божественная Литургия, даже в ветхой сельской церквушке, больше осчастливит душу, чем все святыни мира вместе взятые.Пилигримом быть хорошо, но прихожанином – лучше. 


Назад к списку