ЛАМПАДКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Авторський сайт протоієрея Сергія Івченко
ЛАМПАДКА

Как решать споры со священником

 

Это письмо из Харьковской области мы решили не публиковать в газете «Начало».  Из него мы смогли понять, что в одном приходе сложилось недопонимание между прихожанами и новым священником.  Старый батюшка, которого любили и почитали, ушел на покой, а пришел новый и «все делает не так». Просфоры не разделяет - какие «о здравии», а какие «об упокоении», и говорит, что отличаются они друг от друга только формой оттиска или печатью, и не более того. А вот прихожане считают иначе - просфоры с изображением Богородицы подаются «о упокоении», а с печатью Креста – «о здравии». Далее батюшка установил новое правило - после Причастия и принятия запивки умывать еще уста. И снова прихожанам это не понравилось. А еще Батюшка не захотел елку ставить в храме, и колядки ему не нравятся – наверное ему про языческого Коляду напоминают. Вон сколько всего насобиралось .Как тут быт?

Прежде всего хочется выразить сочувствие и батюшке и прихожанам, что такая ситуация возникла среди людей, идеал жизни которых есть стяжание любви между собой. Отношение между отцом духовным и его чадами, не самый ли больший пример осуществления любви среди людей? Ссоры, недовольство, доказывание кто прав, а кто нет – недопустимые отношения на православном приходе. Если, так сталось, что возникла спорная ситуация между прихожанами и настоятелем, то лучше всего решить по-евангельски. Первый шаг - обличи батюшку, в чем считаешь, что он не прав, один-на-один, тихо, мирно, без лишних свидетелей. Может батюшка и не знает ничего о предмете спора, или не обратил еще внимания. Может, думает, что так и надо делать, а ему просто еще не говорил никто против. Спокойно поговорите за чашечкой чая – и «приобретешь брата своего». Обычно христиане на этой «ступеничке» решают все и дальше не идут. Если все-таки решения нет –  шаг второй: «призови двух свидетелей» - обратись за помощью в разрешении недоумения к людям, мнением которых батюшка дорожит и считает их вполне авторитетными. Это может быть или другой батюшка, или отец Благочинный, или староста прихода.  Умные люди всегда друг друга поймут и придут к мудрому решению. Если это не помогло, то – шаг третий: «повеждь Церкви» - можно обосновано и аргументировано изложить суть конфликта перед правящим Архиереем. Его решения будет окончательным. Заметьте - это все стадии решения приходского конфликта индивидуальные, и никак не публичные, не обговариваемые  с кем попало, даже с прихожанами. Если все это не помогло, и даже решения Архиерея батюшке не указ, то – шаг последний: «будет тебе яко язычник и мытарь». Тогда можешь смело оповещать народ, превселюдно обличать, вразумлять священника и писать в газету  и интернет. Простите, уважаемые прихожане вышеупомянутого прихода – вы все три евангельских шага уже прошли? Если сразу беретесь за четвертый и самый крайний, то можете ли сказать утвердительно, что вы использовали все евангельские способы наладить отношение с самым духовно близким человеком  на земле?

Этот «четырехступенчатый» принцип христианской конфликтологии применим не только в приходской среде, но и дома, и не работе, и среди друзей, и среди родственников, и среди самих священников. Как часто бывает, что человек еще «ни сном, ни духом» ничего не знает о своем заблуждении, а его уже с ног до головы облили грязью, осплетнечали, не разобравшись, не давши даже возможности оправдать себя. И получается, что отчужденность начинается тихим недовольством, продолжается доносом и заканчивается большой ссорой. Да не будет так у Вас! От всей души и от всего сердца желаю уважаемым авторам письма и дорогому батюшке найти мирное решение всех разногласий и обрести дух взаимопонимания, терпения, братской поддержки. Любите друг друга! Поверьте, это намного важнее, чем выяснять  какая печать стоит на просфоре, или когда умывать уста,  или как петь колядки. Боритесь со страстями и грехами, а не друг с другом. Радости Вам всем!


Назад к списку