ЛАМПАДКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Авторський сайт протоієрея Сергія Івченко
ЛАМПАДКА

Беседы о делах житейских

Время Ноева ковчега

Тимофей: «Сегодня, как и прежде, мир катится в пропасть: в христианской  Греции узаконены однополые браки,  в некоторых странах введены запреты на ношение крестов, а на ближнем Востоке  практически  уничтожено все  христианство. Видим как сбываются слова многих пророков - старцев о третьей мировой войне. Но ведь Господь не хочет погибели своего «малого стада»! Может ли быть такое,  что где-то далеко, в каком городе или лесной глуши,  какой-то пророк так же строит свой  «ковчег» для спасения и зовет туда людей, а мы его попросту не слышим?»

 Уважаемый Тимофей! Вы очень точно описали общенародное восприятие окружающего мира – всё катится в пропасть, везде мрак и уныние. Но только ли в наше время появились беззакония, которые так всех возмущают? Войны были всегда во все времена человеческой истории. Что мировая, что локальная, что бытовая война с соседом – одинаково калечит душу и тело. Еще в первые века нашей эры многие думали, что еще немного и все христианство будет уничтожено.  А такого гонения, которое было в 20-ом веке от безбожной Советской власти, не знал ни древний Рим, ни ближний Восток. Всегда находились страны, где запрет на христианскую символику был закреплен законодательно. Наши бабушки об этом могут рассказать много поучительных историй. Нет ничего нового в этом мире – все повторяется, все возвращается на круги своя. Но на душе почему-то от этого не легче, и нас все крепче сковывает вселенская печаль.

Возьмите творения святых отцов – любых, из разных стран, живших в разные времена – о чем они писали? Найдем ли размышления о несправедливости сбора податей в казну, или критику политической деятельности правителей, или проклятия варварам, крушащих христианские святыни? Нет, только о вере, покаянии, борьбе со страстями. Они понимали бесполезность такого глобального мирового мышления, как у нас – люблю всё человечество, но готов убить соседа за столом, который чавкает. Святые могли остро переживать из-за возникшего в душе осуждения или утратить сон и покой от завязавшейся простой ссоры с близким человеком.  Настоящую христианскую жизнь они воспринимали как брань со своими личными грехами, страстями и пороками. Никто из них не ставил цель изменить несправедливый мир. Они сами изменяли себя своим покаянием и нас к этому призывали.

Ной долго строил ковчег – огромный корабль. Много лет. Не тайно. Не скрывал от других, для какой цели. Соседям, родственникам, наемным рабочим он передавал слова Божьи о будущем потопе. Не просто предупреждал, но звал всех желающих спастись и предлагал им место в корабле. С него все просто смеялись и считали его чудаком, который строит лодку на суше. Никто не воспринимал всерьез его пророчества, пока вода не начала затоплять землю. Но стало уже поздно.

Не надо, дорогой Тимофей, теперь в глуши или в каком городе искать пророка, который нам откроет что-то важное. Пророков больше нет. Иоанн Креститель был последним. С того времени как Сам Господь стал Человеком, пророческое служение утратило свое назначение передавать людям волю Невидимого Бога. Две тысячи лет назад Господь Сам нам все открыл и научил как найти вечную жизнь. Христос и есть другой Ной, который построил ковчег – Свою Святую Церковь. Он уже две тысячи лет приглашает всех людей войти в этот церковный ковчег через крещение и покаяние. Зовет ко спасению от потопа греха и беззакония. Как из Ноя смеялись в свое время, что он занимался непонятной постройкой корабля, так и сейчас полно потешающихся над Христом, Его Церковью, священниками, прихожанами храмов, принципами христианской жизни. Мы сейчас все живем в эпоху Ноева ковчега. Место там еще есть, но двери могут закрыться в любой момент.

Радость под зонтом

Елизавета: «Научите, как можно радоваться жизни в наше печальное время и всему тому, что происходит вокруг -  нищете, лжи, войне и тысяче смертей. Когда прочитала пророчества старцев о том, что ждет нас всех  в будущем и что нужно уезжать в Россию и там искать спасения, то и вовсе загрустила. Нет, это не депрессия. Просто понимаешь, что сейчас  нет места для радости, в том числе и душевной. А только печаль везде и всюду».

Уважаемая Елизавета! Зачем так унывать от того, что мы не можем изменить? Нищета, войны, беззакония – как к этому относится? Сам Господь учит нас правилам жизни в таких трудных условиях через природу – Свое творение. Посмотрите на улицу. Какая сейчас погода – солнечно, дождливо, идет снег или ураган сметает все на своем пути? Какая бы погода ни была, мы знаем одно – изменить мы её никак не можем. Но приспособиться к ней в наших силах. Дождь не прекратим, но зато можем взять зонтик. Мороз не уменьшим, но можем надеть теплый свитер и меховую шапку. Бурю не остановим, но можем спрятаться в крепком доме и переждать. Мы продолжаем жить и погода нам не мешает. Так и в окружающем нас мире. Мы не можем избавить от нищеты детей в Африке, но можем сделать подарок своему ребенку. Мы не можем остановить войну на Донбассе, но можем подойти к соседу, с которым годами не разговариваем, и с ним помириться. Не можем привести в порядок разбитые дороги в стране, но зато можем взять веник и подмести в доме и во дворе. Мы не можем остановить потоки лжи и порока в этом мире, но кто нам препятствует взять пульт и выключить телевизор и никогда в него не смотреть? Только так можно научиться радоваться жизни, когда проявляем творческую деятельность. Хоть такую маленькую, не значительную в масштабах вселенского мироздания. Не нужно уезжать в далекие страны, чтобы понять, что мы имеем столько поводов для радости. Только привыкнуть её замечать. В течение дня лишь нужно сделать хоть что-то маленькое, доброе – обронить искорку тепла, чтобы она зажгла в ком-то костер, от которого можно потом и самому согреться. 

Если родственник - сектант

Людмила: «Меня вводит в заблуждение одна проблема. Родственники моего мужа - члены секты «свидетели Иеговы». Они плохо отзываются о нашей вере и о наших батюшках, говорят, что все у нас продажные и лицемерные. К сожалению, моя крестница тоже там,  в секте, куда втянула ее мать.  Я молюсь за нее давно, но вижу, что они еще больше укрепляются в своих убеждениях. Правда, деньги от моего мужа принимают с радостью, ведь никто из них не работает. После вынужденного общения с ними я надолго выхожу  из себя и нервничаю. Что вы мне посоветуете как себя вести с ними»?

Уважаемая Людмила! Если будете нервничать и выходить из себя, то этим Вы ничем и никому не поможете. Только хуже сделаете своему здоровью.  Можно понять из Вашего письма, что вы человек искрений и заботливый.  Я думаю, что Ваши родственники это тоже понимают. При общении с людьми, увлеченными сектантскими учениями,  придерживайтесь нескольких простых правил.

1. Будьте крепки в своей вере. Имейте твердую убежденность, что Истина находится в Православии. Господь наш Иисус Христос  есть Бог, который спасает нас от рабства греха и вечной смерти. Избегайте и тени новомодного ложного учения, что Бог один, но к Нему много путей.  Якобы все вероисповедания -  иеговисты, буддисты, католики, мусульмане, кришнаиты, баптисты и т.д. – служат одному Богу,  только идут разными дорогами. Это коренное заблуждение.  Только в Православной Церкви есть спасение и общение с Богом.

2. Избегайте споров с сектантами. Именно споров а не бесед. Ушедший в секту понимает в душе, что отрекся от своей Веры. Его совесть обжигает грех предательства.  Он всячески пытается  заглушить  это терзание в споре и доказательстве правоты свей секты. Когда слышите от сектантов, что они плохо отзываются о священниках и высмеивают церковные обряды, то понимайте, что они просто пытаются доказать себе, уговорить свою совесть, выдумать причину  что «я не зря ушел оттуда – я не виноват, а виноваты церковнослужители». И ощущают большое облегчение, когда с ними кто-то сочувственно соглашается и поддакивает: «да-да, точно, так и есть. Со мной тоже было…» Это демоническая психология в действии. Так бесы учат людей совершать грех и через это получают  хоть видимость самоуспокоения – «если я тебя убедил, то значит я прав». Ищущий правду не спорит, а спрашивает и слушает. Когда сектант спросит Вас о Православии, тогда имейте хоть минимальный запас знаний объяснить в Кого и как мы верим.

3. В секту уходят по трем причинам. От одиночества – в сектантской общине новичка окружают вниманием, заботой, интересом к его персоне. Этого так не хватает сейчас в мире. Покажите им, что церковный приход – большая дружная семья, где все любят и поддерживают друг друга. От незнания своей Православной Веры. Сектант, который говорит, что был в Церкви, и нет там ничего интересного, на самом деле имеет только отдаленное представление о том, что говорит. Покажите ему красоту и высоту  Православия, где есть полнота откровения Божьего. Пускай сравнит с урезанной и  сокращенной версией учения своей секты. От душевного заболевания. Общаясь с сектантами, просто удивляешься, сколько там людей, имеющих обширный набор симптомов психических расстройств и психопатологических синдромов. Умейте просто пожалеть их, ведь человек так слаб и хрупок в этом жестоком мире.

4. Будьте терпеливы и доверяйте Богу. Если  нам жалко близкого человека, который попал в секту, и мы за него переживаем, то, как же Господь его жалеет и волнуется о нем. Ведь Он по своему существу есть Человеколюбец. Только мы переживаем, нервничаем, а ничего сделать не можем по своей слабости. Господь же Всемогущ. Он может по Своему усмотрению вмиг изменить жизненные обстоятельства человека. Поэтому научитесь молиться о сектантах. Никакой спор не принесет больше пользы, чем тихая, сердечная молитва.  Этим мы смиренно уступам место действовать Богу.  Помоги всем нам, Господь!

За что?

Раиса: «Не раз слышала, как воцерковленные люди говорят, что все происходящие с ними неприятности – это нападки лукавого в отместку за их благочестивую жизнь. И если случилось с тобой какое-то несчастье, значит, ты переусердствовал. Так ли это?»

Уважаемая Раиса! Основываясь на Откровение Божие, церковь учит нас жить правильно в этом мире, где так переплетены и скорби и радости. Всегда люди задумывались о причине страданий – «почему и за что?» Многие языческие религии пытались ответить на это. Одни учили, что в своих страданиях виноваты сами люди, и что только стоит всем вместе «взяться за ум» и прекратить все войны, насилия, дурные привычки, и начать культурный и здоровый образ жизни, то земля вдруг превратится в цветущий рай. Но ничего из этого не вышло, даже в их маленьких изолированных общинах, которые пытались неоднократно создавать. Другие учили, что наш мир – темница для души, а тело для нее как клетка, и только после смерти душа освобождается от скорбей, и как вольная птица взмывает к своему Творцу. Но теория «жизни ради смерти» напрочь лишала жизнь смысла и давала толчок к многочисленным самоубийствам. Иные учили, что живем лишь один раз, и нужно от жизни взять все, что можно, а скорби лучше вообще не замечать. Но учение о том, что живи, а после меня хоть потоп, не сделало счастливым ни одного человека. Только в христианстве скорби обрели свой смысл, значение и пользу.
В этом мире страдают все – праведники и грешники, христиане и язычники, преступники и безвинные младенцы. Причина – в испорченности, в глубокой поврежденности грехом человеческой природы. Скорби только последствия, но это еще и сильное средство для врачевания души. Это скальпель в руках опытного Врача, который отсекает пораженную греховным недугом часть нашей воли. Здоровый не поймет больного, пока сам не заболеет, и, понявши, станет к нему милосерднее. Все происходящее с нами неприятности, горести и скорби это не вихрь бессмысленных житейских событий. Это любвеобильная непрестанная забота и работа над нами Божьего Промысла. Не нужно спешить все взваливать на месть лукавого – мы так любим найти виноватого! Признаемся честно: наша «благочестивая жизнь» ему вряд ли досаждает, а многочисленные грехи только радуют. Подвижники благочестия и святое отцы – вот те действительно имели брань, опаляя лукавого своим смирением. Но мы … Опалить ближнего своим гневом, злословием или равнодушием – всегда пожалуйста. А наше усердие… В чем? «Воцерковились», научились свечки ставить и поклоны бить, и высокомерно размышляем: «Велико мое усердие, не перестараться бы!» Внимательней нужно быть к себе, преуспевать в покаянии и за все благодарить. Слава Богу за все! За скорбь и за радость! 

Тоже человек

Елена: «Батюшка благословите. Как вести себя с высокомерным начальником. Очень уж тяжело работать. И обстановка тяжелая из-за этого. Если сам начальник ошибается то-это нормально. Ну а если подчененый сделает такую же оплошность или неточность, ошибется то это все с таким высокомерие преподносится тебе так чтобы задеть унизить подчеркнуть какой ты "болван". Помогите советом, обьясните как себя вести чтобы не выходить из себя и не боятся начальника. Теряется душевное равновесие, брань востает на начальника в душе не можешь успокоится. Что может быть говорить себе в такие минуты. А минуты эти бывают очень часто так как на роботу ходить нужно. Нужно ли смирятся и молчать или все-таки отстаивать себя и как то защищать себя от бесконечных нападок».

Уважаемая Елена! Есть выход из любых житейских положений. Самый простой – сменить работу. Большая вероятность, что новый начальник окажется человеком вежливым и отзывчивым. Еще можно трезво оценить ситуацию и проанализировать все претензии начальника. Вдруг его недовольство имеет основание, и это, с его стороны, реакция на оплошность и неточность подчиненного. Собраться, самоорганизоваться и лишить всяких поводов к недовольству. Исправить себя намного легче, чем другого. Если это не помогает, и Вы уверены в своей правоте, то ничто не мешает просто с ним поговорить. При этом можно сказать все, что думаешь, но думать, о чем говоришь. Такой разговор будет более результативный, если состоится один на один, без свидетелей и без пересказа всему коллективу. При этом лучше избегать обвинения в том, что «…Вы не правы», и «…Я сейчас это докажу». В свою защиту ему будет, что сказать, а Вы уйдете, с чем пришли. Проявите уважение к его положению начальника, попросите прощения за свои ошибки. Смирение – очень сильное духовное оружие. Безответность, кротость, покорность – ничего не имеют общего с христианским смирением. Оно - от «мирности», «мира в душе», спокойного понимания «кто я есть на самом деле». Опишите ему свои чувства, какие Вы испытываете от его руководства, но избегайте требовательных ноток. «Мне очень больно такое слышать от Вас…», или «Я всю ночь переживала за Ваши слова, сказанные при моих коллегах…», или «Ваше замечание меня очень унизило, как специалиста…» Ведь он тоже человек и ощущать себя джентльменом ему намного приятнее, чем самодуром. Не просите, не ставьте условия, а дайте ему возможность проявить свою чуткость, учтивость. Не забывайте обращать на это свое внимание, оцените хорошие черты поведения, которые он проявляет. «С этим новым ксероксом, что Вы нам установили, стало на много легче работать…», или «Мои дети были просто счастливы, что Вы дали дополнительный выходной…» От благодарности вырастают крылья и ее хочется услышать вновь и вновь. Не берусь далее углубляться в подробные рекомендации – я не знаю обстоятельств Вашей рабочей обстановки. Никто еще не придумал лучше и надежнее евангельского принципа взаимоотношений между людьми, который применим во всех ситуациях. В Вашем случае его можно перефразировать, как поступай со своим начальником так, как хочешь, чтобы он с тобою поступал.

Если все Ваши творческие усилия по улучшению отношений останутся безрезультатными, а работу менять нет возможности, то не отягощайтесь обидой, а спишите всё на вредность производства. Вежливо и спокойно терпите все выходки начальника, как не благоприятные условия. Чем-чем, а такими терпеливцами наша Русь всегда была богата! Терпят же шахтеры пыль в шахте, металлурги – дым, учителя - свой класс, начальник – своего вышестоящего начальника... Пыль можно просто терпеть, но за своего начальника можно помолиться. Это помогает лучше всяких слов. Помощи Божией!

Покой в душе как принцип жизни 

Андрей: «Сколько раз пытался найти ответ на этот вопрос, но так до сих ни к чему и не пришел. А вопрос-то серьезный, поскольку касается поступков, часто совершаемых мною, а значит, напрямую относится и моей душе. В чем проблема? Взрослый молодой человек, а как должно вести себя в различных ситуациях – не знаю. Часто доказываю свою правоту, обличаю неправильные действия других, а потом одолевают сомнения: «А стоило ли так делать?” Вот, к примеру, обычная история. Пришел в больницу в 7,30, чтобы быть первым и успеть на работу, врач работает с 9 часов. Начался прием больных - и сразу потекла подпольная очередь «друзей и знакомых». Терпел, сколько мог, потом «взорвался». В итоге, из кабинета врача я вышел в 11 часов. Анализирую: – Что «взорвался» –каюсь, был не прав, ну а в остальном? И это еще полбеды. На работе все сложнее, и здесь уже проблемы с директором. Нет, я не гневаюсь, не ругаюсь, просто пытаюсь убедить его в своей правоте. И снова - щемящее чувство досады. - «Лучше - молчи». Хорошо, ну, а как скажете, поступить, если какой-то чиновник наглеет и просто «плюет» на тебя и твою семью? Святые отцы говорят, что высшее наслаждение – ради Христа быть ненавидимым, за веру в Бога терпеть всякое оскорбление и позор. Но если в моих ситуациях не идет вопрос о вере, о Боге, то - как тогда? Воспринимать всех окружающих людей, как посланных мне свыше для смирения? Как тогда можно выжить в этом непростом мире, если все время молчать, и где проходит грань между смирением и такими вещами, как своя позиция и принципиальность? Или для христианина – главное покой в душе и молчание?»

Да, дорогой Андрей, Вы правы – для христианина очень важен покой в душе. Это признак чистой и спокойной совести, это – радость души, к которой прикоснулся Господь. Но какой ценой нам это дается! Сколько приходится человеку стяжательному копить, терять, беспокоится о своем богатстве, непрестанно решая вопрос, в чем же счастье, - в деньгах или в их количестве! Через что приходится перейти ему в жизни, чтобы душа нашла покой от простой радости довольствоваться необходимым для жизни и избегать излишеств. Для нашей жизни нужно так мало, что даже и не верится: постель для сна да кров над головой, нормальное питание да практичная одежда. Никто еще не придумал лучшей формулы земного счастья, как искать прежде царствия Божьего и правды его, а все остальное приложится – и здоровье, и красота, и успехи в работе. Необходимый достаток Господь нам гарантирует, за избыток придется дать ответ. Прав мудрец, который остановился у витрины магазина и воскликнул: «О, сколько есть не нужных мне вещей!»

 Сколько приходится человеку узнавать людей, терять друзей и терпеть предательств, чтобы душа, наконец успокоилась от простой радости общения с близкими дорогими и не заменимыми людьми. Муж, жена, дети, родители – самые близкие нам люди, наша семья, а как бывает, не хватает для них любви, внимания и тепла. Случается, мы добровольно делаем себя героями английской поговорки: «Вместо того, чтобы любить ближних, сейчас все любят негров». Как просто и легко любить «дальнего»! Мы его не видим, он нам не надоедает, не причиняет неудобств – он не рядом с нами и мы уже готовы подарить мир всему миру и желать счастья всему человечеству. А окажись этот «дальний» в числе наших ближних мужем или женой, или родственником, или начальником, или соседом по очереди в поликлинике – и мы увидим близко все его недостатки, то будем готовы съесть его без соли и обвинять его во всех смертных грехах. Возможно, мы тысячу раз будем правы, но только это не даст покоя нашей душе, и мы не успокоимся, пока не найдем Христа учащего нас делать другим то, что хотим, чтобы делали нам. Научится ставить себя на место другого человека, чтобы понять его, вникнуть в его нужды и решить, как же правильно поступить – неужели так трудно? Наш эгоизм отвечает: «Трудно, почти невозможно. Пусть лучше он влазит в мою шкуру и поймет, что я центр земли и решаю проблемы планетарного масштаба и не смеет мне мешать». Один из героев романа Ф.М.Достоевского «Бесы» был одержим идеей осчастливить все человечество, избавить всех людей от рабства и нищеты и даровать процветание всем народам земли, а сам еле удерживался от желания зарезать своего соседа по столику в кафе за то, что он чавкал за едой. В конце романа благодетель всего человечества повесился, не найдя покоя душе своей.

Сколько приходится испытать в жизни разочарований, чтобы понять: все суета, пустота и томление духа, все проходит, и нет правды в этом мире. Покой бежит от наивного мечтателя, тщетно желающего найти правду и справедливость в нашем мире земном. Православие учит нас трезво смотреть на мир: чистая правда – Христос и к Нему направляем мы свой корабль жизни, трудимся и ради Него себя обременяем, чтобы обрести покой душам нашим.

 Что же такого понял в жизни батюшка Серафим Саровский, что каждого человека приветствовал словами «радость моя»? Его избивали до полусмерти разбойники, он тяжело болел, был постоянно в трудах и заботах, а все равно сиял от радости при виде любого человека. А что же понял добрый отшельник, подвергшийся нападению грабителей и бежавший за ними с монетой, случайно закатившейся под застилку, со словами : «Вот вы еще это забыли!» Что же понял молодой воин Георгий, отказавшийся от блестящей карьеры и выбравший позорную смерть за Христа; а юный солдат Евгений Родионов, отказавшийся в чеченском плену снять крестик и поплатившийся за это жизнью? А что же мы с Вами, дорогой Андрей, поняли в православии? Неужели только, как свечки ставить, как поклоны класть, нерадивых хулить да себя величать? Пока еще не поздно - давайте разбираться во всем вместе. Я такой же, как Вы.

Бережливый - значит заботливый

Петр: «Однажды прочел высказывание святителя Иоанна Златоуста о том, что даже те люди, которые откладывают себе деньги на похороны, погрешают. «Если ты, - говорит святитель, - хочешь, чтобы Господь тебя похоронил, отдай эти деньги Богу, нищим, в храм, на какие-то добрые дела. Тогда Господь Сам позаботится о том, чтобы и смерть, и похороны твои были достойными» Задумался я над этими словами. Конечно, ничего не нужно откладывать «назавтра» по той простой причине, что этого «завтра» для меня может и не быть. Но это для меня. А, как быть с моими детьми? Ведь, как отец, я должен заботиться о них, думать об их образовании! А, если кому-нибудь из членов семьи вдруг понадобится срочное лечение? Кто за все это будет платить? Кто поможет финансово в наше непростое время? Вот так, оправдывая себя, часто грешу, откладываю деньги в “заначку”, вместо того, чтобы нести их в Храм Божий, ведь вижу - на каждой службе просят помочь оплатить долги за отопление. Очень надеюсь на ваше разъяснение: человек я верующий, сердцем понимаю многие вещи, а вот на деле выходит, что я Богу не доверяю, что вера моя ничтожно мала, что не получается принять своим умом строки Священного Писания: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и все приложится вам (Мф.6, 33). Не заботьтесь и не говорите: «Что нам есть?» или: «Что пить?» или «Во что одеться?» – потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. (Мф.6,31)»

Уважаемый Петр! Очень приятно, что Вы проявляете заботу о своих детях. Действительно, кто же, как не родители позаботятся и об их здоровье и об их образовании; и кто как не родители придут на помощь в трудных жизненных обстоятельствах. В жизни всякое случается, но человека мудрого ничего не застанет врасплох. Он всегда понимает: все совершается по воле Божией. Предупреждая о пагубности для души ненасытной стяжательности, Господь не запрещает умеренной запасливости. Делать сбережения – неотъемлемая часть нашей жизни. Учась в школе и ВУЗе, мы делаем запас знаний, который будем использовать на работе; а ведя трудовую деятельность копим навыки, полезные для работы. Общаясь с другими людьми, мы запасаемся опытом, нужным в нашей жизни. Заботясь о себе, ведя здоровый образ жизни - запасаемся телесным здоровьем. Любя и заботясь о ближних мы тоже делаем некий «запас», - надеясь, что и они будут поступать с нами также, как и мы с ними поступаем. Это относится и к материальной стороне нашей жизни. Мы можем делать денежные сбережения, чтобы их рационально использовать. В наше время, не откладывая деньги, невозможно ни одежды приличной купить, ни обуви нормальной, не говоря уже о мебели или о машине, или о новом доме.

Грех начинается тогда, когда появляется ложная надежда, что сбережения – это гарантийная страховка от всех бед; когда мы забываем, что зависим от воли Бога, а не от наших связей или от влиятельных друзей. Не оказаться только на месте евангельского безумного богача из притчи, который беспечно взывал, что ешь душа, пей и веселись – имеешь много богатства на многие годы. Ведь, если нам или кому-нибудь из членов семьи вдруг понадобится срочное лечение, то где уверенность, что хватит сбережений, а друзья поделятся своей «заначкой» для нас?

Скорее всего, истина находится на «золотой серединке». Учиться разумно распределять свои средства, чтобы и для себя все иметь необходимое, избегая излишеств и ближним помочь, когда нужно, и посильное участие в нуждах храма проявить. Евангельская вдова, положившая свою лепту в сокровищницу, получила похвалу от Господа не за количество пожертвований, а за усердие и любовь к Богу.

Маленькие радости

Елена: «Помогите мне советом, если можете. Мне сейчас очень тяжело жить в моральном смысле слова, задыхаюсь от одиночества и пустоты в собственной семье. Меня зовут Елена, мне 38 лет. Работаю участковым терапевтом в поликлинике уже 10 лет. Имею дочь Настю семи лет. Только сейчас узнала о своей психической болезни, когда мне был поставлен диагноз мап. депрессивный синдром, но я предполагаю, что это - шизофрения. Не подумайте, что это бред, я пока отдаю отчет своим поступкам, по крайней мере, cейчас стала многое понимать. Заболела я намного раньше, лет в 16, сразу же после школы, но никто из семьи не обращал на это внимание, потому, что по характеру я довольно замкнутая и ни на кого не на надеюсь, кроме себя. И это не от гордыни, а от неверия и от обиды на свою семью. Со своим мужем я разошлась, но у меня есть родители, отец и мать, брат с женой. В детстве отец отдавал предпочтение моему брату: сейчас брат с женой зарабатывают хорошие деньги, но живут только для себя. Хотя они и являются крестниками моего ребенка, но материально ему ничем не помогают, а только забавляются как игрушкой. Словом, я считаю, что настоящей семьи у нас нет. Я ужасно замкнулась в себе, не хочу ни с кем разговаривать. Только прошу о помощи да плачу о моей дочке. Может это болезнь сделала меня такой? Подруг у меня нет, и я очень устала от одиночества. Получаю радость от посещения церкви, чтения молитв и прошу помощи только у Бога. Может это тоже проявление болезни? Если что-то случится со мной, боюсь, что моя дочка останется никому не нужной. Если раньше я бы знала о своей болезни, то не заводила ребенка, а ушла бы в монастырь. Честное слово, я очень устала от нашей пустоты и немоты. Что мне делать? Хоть вам напишу о своей тоске. Посоветуйте, как мне жить? Есть ли у нас монастыри для душевно больных, я бы делала любую работу! Напишите, пожалуйста, адреса монастырей, где есть приюты для детей? Не подумайте, что это бред. Для меня это очень важно, постоянно плачу, один раз даже напилась таблеток, спала сутки. Буду ждать ответа». 

 Уважаемая Елена! Не берусь рассуждать о Вашей болезни, и тем более строить какие-то прогнозы. Вы сами врач и вам виднее. Не так все у Вас плохо, как вам кажется! Да, у Вас сложилась не простая ситуация, но посмотрите на все с другой стороны. Ничего в жизни не дает нам Господь испытать без всякой цели. Во всем есть смысл, есть цель - спасение нашей души. Каждому человеку дается пережить только те трудности в жизни, которые он сможет перенести, на которые ему хватит сил. Непосильного креста Бог не дает. Наш, жизненный крест - это те трудности, болезни, горе, непредвиденные обстоятельства - те скорби, с помощью которых премудрый Господь воспитывает в нас христианский характер, лечит нашу душу, учит смирению. Как тревога, так и до Бога. Было бы все хорошо в жизни, то человек и Бога забыл бы, не молился и не искал бы Его. Правда, мы не всегда понимаем Его волю, не способны постичь Божий промысел о нас. Нам трудно смириться, и безропотно принимать те лекарства, которые Небесный Врач душ и телес наших подает нам для излечения нашей души от грехов, от страстей. Вы, как медик, наверняка знаете, как трудно, бывает человека заставить лечиться. Не всем нравятся прописанные лекарства: то уколы болючие, то таблетки горькие, а то и операция необходима... Наверное, не раз объясняли своим пациентам, что хорошее лечение легким и приятным не бывает. Теперь Вы сами находитесь у Высшего, Небесного Врача, и Он знает, что делает.

Попробуйте переосмыслить, заново переоценить, Ваши отношение с близкими. Как бы ни сложились в жизни ваши отношения, я не верю, что они не способны протянуть руку помощи в трудное для Вас время. В каждом из окружающих нас есть много хорошего, доброго, только мы не умеем это замечать. Все мы разные, у каждого есть свои недостатки, свои трудные черты характера. Трудно бывает с близкими, но без них еще труднее. Не зря говорят, что имеем - не храним, а теряя - плачем. Когда теряем человека, тогда только и понимаем, насколько он был для нас дорог. Так не лучше ли не доходить до таких крайних мер, чтобы понять такие простые истины. Научитесь радоваться жизни, с ее незаметными мелочами. Встаём утром, завтракаем, идем на работу. Кругом мирные люди, светит солнце... А ведь только подумать, что есть люди, которые прикованы к постели, которым только во сне и приснится такое счастье - пробежаться к отходящему троллейбусу, или просто, без дела прогуляться по вечерней улице, шурша под ногами опавшими листьями. Сколько людей голодных мечтают просто сытно поесть - а мы не задумываемся, что у нас в холодильнике, и решаем проблему: какого состава наша колбаса. Сколько людей не имеют работы и готовы делать любую, грязную, тяжелую, лишь бы выжить и прокормить детей - а мы приходим в тупик, решая вопрос: соглашаться на повышение в должности или перейти в офис на квартал ближе к дому. Сколько людей одиноких, никому не нужных, приходят в пустую квартиру, где не с кем и поговорить и радуются хоть кошке, хоть собачонке, - лишь бы рядом какое-то существо живое было - а мы с трудом и пыткой переносим своих близких и любящих нас родственников, и изводим их своими капризами и упреками. Сколько людей живёт там, где идет война, в страхе за свою жизнь, а мы ходим и не оглядываемся, стреляют ли нам в спину, и не бежим с детьми за угол дома, прячась от снарядных осколков. Сколько бездомных детей живут на улице и спят в канализационных колодцах - и сколько еще всего такого страшного, что нас не коснулось. Как же нам не радоваться каждой травинке, каждому солнечному лучику, не приветствовать каждого прохожего, не целовать каждый дарованный нам Богом мирный день! Святые отцы мудро учат, что нужно относится к ближним так, как если бы мы их потеряли, долго искали - и нашли.

Искать отдушину от житейских трудностей в монастыре - это не выход. Там трудно, и навряд ли это Ваш путь. У Вас есть доченька Настенька - самый дорогой и близкий Вам человек, радость и утешение, которая любит и доверяет Вам. Неужели Вы думаете что, "если что-то случится со мной", то ей будет хорошо в самом лучшем монастыре-приюте? Она там будет кому-то больше нужна, чем дома? Есть же у Насти и дедушка, и бабушка, и дядя с тетей - какая-никакая, а семья. Посмотрите повнимательней, подумайте, как наладить отношения с близкими, как разрушить эти "обиды на свою семью". Не сдавайтесь без боя в плен унынию, боритесь! Это трудно, но есть Церковь. Там спасение, и только там можно почерпнуть силы для жизни. Постарайтесь не только "получать радость от посещения церкви", а врасти, проникнуться жизнью Церкви, нуждами вашего храма. Почаще исповедуйтесь и причащайтесь. Посмотрите, - вокруг живые люди, которым Вы не безразличны. Вы нужны им. Вы - не одиноки!

 


Назад к списку