ЛАМПАДКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Авторський сайт протоієрея Сергія Івченко
ЛАМПАДКА

Беседы о Причастии

Немного терпения

Мария: «Как каждому верующему человеку во всем происходящем я вижу промысел Божий. В прошлое воскресенье я хотела исповедаться и причаститься. Вышла из дома как всегда раненько утром, шла не спеша и всю дорогу молилась. По пути увидела целый «островок» цветущей амброзии. Подумала, как быстро она здесь поднялась, вроде бы раньше не замечала ее. И решила доброе дело сделать, благо, что до службы было еще время. Притом, во мне живет четкое убеждение – прежде, чем что-то у Господа просить, надо что-то хорошее сделать для Него. Вот я и старалась, как могла. Закончив работу, побежала в храм. На исповедь к священнику стояло много людей, и я пристроилась в самом конце за молодой женщиной. Но когда подошла моя очередь, батюшка вдруг сказал: «Простите, братья и сестры, но сейчас мне нужно срочно уйти». Развернулся и пошел. Поначалу возникло недоумение, ведь нас оставалось все лишь два человека. Но потом ко всему случившемуся я подвела духовную почву – раз Господь не допустил меня к Причастию, значит, я что-то неправильно сделала и мне надо подумать об этом. Поэтому, дорогой батюшка, прошу вашего совета или комментария моей ситуации»

Уважаемая Мария! Не принимайте все так близко к сердцу! Не нужно видеть промысел Божий во всем буквально. Многие события происходят по более простым и естественным причинам. Чтобы священник оставил человека, готовящегося к Исповеди есть только одно основание – незамедлительно преподать Причастие для умирающего. Вероятнее всего, что Ваш благочестивый батюшка, спешил исполнить свой пастырский долг, надеясь, что Вы как опытная прихожанка, знаете это правило и сможете его подождать, немного повременив со своей Исповедью. Ваше четкое убеждение, что «прежде, чем что-то у Господа просить, надо что-то хорошее сделать для Него» не имеет христианского обоснования. Оно слишком тяжело и даже не исполнимо для нас немощных. Все, что нам дает Господь – дает даром, ни за что, просто так – по Своей благодати, а не в результате нравственной сделки: «Ты мне, я – Тебе». Ему ничего не нужно. Он исполнен всяческих благ. Делать добрые дела – свойственно нам. Это норма нашего существования. Так мы можем выразит свою благодарность Богу за все Его благодеяния к нам. Я искренне рад за Вас, дорогая Мария, что так внимательны к своей духовной жизни! Радости Вам многой от Господа!

Причастие на Пасху

Елена: «Наш батюшка считает, что лучше всем причащаться не на Пасху, а в Чистый Четверг. «А то на Пасху будете разговляться», - говорит он, -  «А тут после причастия, после принятия Господа нашего, вы же не удержитесь, будете пить, кушать все подряд. Так что, лучше не надо». В связи с этим возникает вопрос: надо ли поститься после причастия в Пасху?»

Очевидно, уважаемая Елена, Ваш дорогой батюшка, хорошо зная свою паству, хотел напомнить благочестивое церковное правило - в день Причастия быть воздержанным и умеренным – не объедаться, не празднословить, удерживаться от излишних мирских увеселений, а тихо хранить в себе бесценное сокровище – принятого в Святых Дарах нашего Господа. Нет надобности поститься после Причастия на Пасху. Пост - это средство, способ приготовить себя к встречи с Небесным Гостем. Эту подготовку можно уподобить генеральной уборкой в доме нашей души, когда мы выметаем весь мусор - пыль грехов и грязь страстей. Украшаем стол добрыми делами, проветриваем дом свежим воздухом молитвы и идем на тихую пристань Божьего храма встречать долгожданного Гостя с Небес. Он приходит в нашу душу и в наше тело, освящает нас, наполняет неземной радостью, и мы преисполняемся тихим умилением от Его бесед. Не очень удобно перед Ним, вдруг, встать, схватиться за веник и тряпку и побежать что-то дочищать в порыве постной уборки. Батюшка Серафим Саровский учил, что если мы подвизаемся стяжать Духа Святого и взываем к Нему – «Прииди, вселися в ны», - то Он приходит и вселяется в дом нашей души. Когда же Он уже в нас, то разумно ли будет выходить из дому на улицу и опять вопить – «Прииди, вселися в ны». Наверное, покинутый Гость подумает, что у нас «не все дома». Мира Вам и радости!          

О готовности к Причастию
 Наталия: «На Пасху перед причастием я стояла в длинной очереди причастников и ко мне подошла одна девушка, очень благочестивого вида. Она спросила меня, как я думаю, можно ли ей причаститься сейчас, если она исповедовалась в Чистый Четверг? Я ей ответила, что можно, если только ничего не содеяла непристойного после исповеди. Мои слова очень обрадовали ее, и она тихонечко стала рядом. За несколько метров до алтаря она вдруг увидела молодого человека, который следил за порядком в очереди, и метнулась к нему, по-видимому, с тем же вопросом. Я лишь услышала его отдельные реплики. Он категорически запретил ей причащаться. К причастию в тот день молодая девушка не подошла. Мне стало грустно: ведь кто, как ни сам человек знает меру своей подготовленности к Причастию! Как правильно понимать?”

 Уважаемая Наталия! Мне тоже жаль, что девушка не причастилась в такой светлый праздник. Благоразумнее всего Вашей знакомой было бы подойти заранее к батюшке и решить с ним этот вопрос. Нет конкретных церковных правил, определяющих когда, и за сколько времени, нужно исповедоваться перед Причастием. Есть правила, запрещающие «смешивать» Таинства – сотворять одно Таинство во время другого. Например, запрещается прерывать Божественную Литургию и идти исповедовать прихожан. Причастие и Исповедь - два различных Таинства и творятся они разновременно. В некоторых поместных православных церквях сохранилась древняя традиция исповедоваться за несколько дней, а то и недель, до Причастия. Это очень дисциплинирует внутреннее состояние. В эти дни человек находится в особом духовном напряжении, старается следить за своими поступками и мыслями, чтобы не впасть в грех и не помрачить встречу с Господом. Степень готовности христианина ко Причастию определяет не факт прохождения Исповеди, и не количество вычитанных канонов и молитв, а чувство собственного не достоинства принять в себя Самого Господа, сотворившего небо и землю. Достойно причащается тот, кто глубже осознает свое не достоинство. Со страхом Божьим и верою приступим!

Причастие ребенка

Георгий: « Прошу вас ответить на мучащий меня вопрос. Как правильно причащать ребенка 2-хлетнего возраста, если у нас в храме служится только поздняя Литургия и ребенок до Причастия не выдерживает, не вкушая? Или может быть такому ребенку можно что-то скушать? И скажите, как вообще быть, если ребенок причащается с самого рождения? Спаси Вас Господи».

Уважаемый Георгий! Не вкушать пищу перед Причастием – это дисциплинарная, воспитательная норма. Выработана она в процессе практической жизни Церкви на протяжении многих веков. При этом христианин, готовящийся ко Причастию выражает, что для него важнее в жизни  вечная душа а не бренное тело, Хлеб Небесный а не хлеб земной. В первую очередь насыщаем душу, а потом и чрево насытим.  Это правило не носит неукоснительного характера и предназначено для взрослого здорового человека. Если заболел и нужно соблюдать диету или врачебные назначения относительно питания, то причащаться можно и после приема пищи. Если утром болит голова, сердце, одолевает кашель или нужно выпить таблетку по расписанию, то можно спокойно принять лекарство, запить водой сколько нужно (а при некоторых заболеваниях необходимо поесть после приема лекарства) - и мирно приступать ко Причастию.  Вполне допускается маленьким детям, и тем более грудным младенцам приступать к Чаше после своего обычного завтрака.  До какого возраста - до 2-х, 5-ти или 7-ми лет – решайте сами. Лучше всего, когда ребенок сам поймет, что так нужно и зачем это нужно.  Много раз приходилось испытывать  недоумение, когда молодые мамы, только начинающие ходить в церковь, не кормили ребенка грудью, пока он не причаститься. Иные мамы несколько дней отказывали детям в грудном молоке и поили их соками, дескать, перед Причастием три дня поститься надо. А некоторые прекращали период лактации с началом Великого поста  - ребеночку, якобы, тоже поститься нужно, а тут – молоко.  Это дикие предрассудки, не имеющие ничего общего ни с церковными правилами, ни со здравым смыслом.
 


Назад к списку