ЛАМПАДКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Авторський сайт протоієрея Сергія Івченко
ЛАМПАДКА

Беседы о покаянии

Записывайте свою исповедь на бумаге

Константин: «Недавно прочел предсмертный дневник Иоанна Кронштадтского. Святой человек! Как он жил - каждый свой шаг, каждый поступок, даже мысли просеивал, как сквозь сито.  Исповедовал ежедневно перед Богом.  Нам бы так научиться! Вот только исповедовать перед Богом в вечерней молитве как-то проще, что ли. Труднее  рассказать все священнику. Но если каждый будет подробно рассказывать о своих ежедневных грехах на исповеди, то сколько времени понадобится батюшке, чтобы все это выслушать! Может, лучше будет написать на бумажке, хотя, с другой стороны, знаю, что нужно исповедовать словами. Помогите разобраться».    

Нормой воспитания интеллигентного человека дореволюционной России было умение вести дневник. Это был прекрасный и мощный педагогический прием. Как вести дневник учили с самых ранних лет – и в школе и дома. Цель была возвышенна и проста – учиться следить за своими мыслями, контролировать свой внутренний мир, смотреть на себя со стороны - какой ты есть на самом деле. Многие внимательные к себе люди вели дневниковые записи. Каждый день они на бумаге выражали свои чувства, давали оценку своим поступкам, размышляли, мечтали, радовались… Прожитый день не ускользал от них как песок сквозь пальцы, а подвергался тщательному анализу и осмыслению. Итог такой внимательной работы выливался в искреннюю и осознанную исповедь. Дошедшие до наших дней дневники великих людей – отца Иоанна Кронштадтского, членов Царской семьи, многих прославленных святителей, показывают, с каким вниманием они относились к каждой мысли, каждому своему слову и поступку. Все было для них важно. Казалось бы, мелочи – пробегающие мимо помыслы – и те не уходили не замеченными от взора их совести.

Возможно, дорогой Константин, что о своих похождениях за день и не стоит подробно рассказывать на исповеди, но можно предоставить Господу вывод о своем душевном состоянии, испытав каждый свой поступок. Записывайте свою исповедь на бумаге, чтобы ничего не потерять. Не переживайте, что напишите много или что-то лишнее. От этого вы священнику никогда не будете в тягость, а со временем приобретете опыт внимательного отношения к себе и к своей исповеди. Помоги Вам Господь!

Только не молчи!

Анатолий: «Во время паломнической поездки исповедались в одном сельском храме у знаменитого, если можно так сказать, и любимого во всей округе батюшки.  Исповедь была такой: каждый подходил к нему и становился на колени – с одними исповедниками батюшка недолго беседовал,  с другими – ничего не говорил. Просто поцеловал каждого, положил руку ему на голову, перекрестил и прочитал над ним молитву. Все говорили, что батюшке не надо ничего рассказывать, он и так все видит».

Ошибочно, уважаемый Анатолий, в буквальном смысле воспринимать слова, что батюшке ничего не надо говорить, что он и так все видит.  Исповедаемся мы не священнику, а  Богу: «здесь Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…». Священник может подсказать, что говорить, когда вдруг растеряешься, или дать совет, как лучше побороть какой-то грех и исправить свою жизнь. Иногда и спрашивать его ничего не надо. Исходя из своего духовного опыта, он уже знает, что сказать самое нужное для вас. Исповедовать за нас грехи священник никак не может, и молчать на исповеди конечно же не следует. Наверное не встретишь такого, чтобы на приеме у врача больной пришел и молча сидел – мол, врач и так должен знать мои болезни. Напротив – тщательно расскажет, что и где болит, внимательно выслушает все рекомендации врача.  Церковь есть наша больница души и выходить из нее нужно излеченным.

Снять шляпу можно позже 

Клавдия: «Сказано в Библии, что свяжется на земле, то и на небесах, выходит, что надо на первую исповедь нести весь список грехов и каждый грех самолично исповедовать, иначе он остается «связанным?»

Первая исповедь – первый шаг церковной жизни, наше первое соприкосновение с таинственной жизнью Церкви. Важно разобраться, что исповедь и покаяние – два разных понятия, хотя очень связанные друг с другом. Как часто бывает, что кто-то делится с верующим человеком своим горем, душевной раной от сделанного греха, прося помощи, совета. «Пойди, поисповедуйся – легче станет», советуют церковные люди. Исповедь - когда мы Господу, в присутствии священника, называем свои грехи. Это только серединка важной духовной работы над собой. До исповеди необходимо понять, осознать свой грех, ощутить всю боль, которую он нам принес. Далее – всей душой возненавидеть этот грех. После – иметь твердую решимость, с Божьей помощью, не возвращаться к нему, его не повторять, чего бы это ни стоило. После этого мы его открываем, исповедуем, выносим его наружу из своей души и получаем прощение от Господа. Далее остается не менее сложная и важная работа -  принести плоды покаяния: изменить свою жизнь, сделать доброе дело, противоположное греху. Весь этот процесс изменения нашей жизни и называется покаянием. На свою первую исповедь не получится принести весь список свих грехов. Это даже выглядеть будет не искренне, фальшиво, если например, слышишь от новоначального, что согрешил мшелоимством, скверноприбытчеством, лихоимством, тайноядением и т.п., а он и сам толком не понимает, что это значит. Откуда возьмется ненависть к этим грехам, в чем надо исправить себя – непонятно.  Когда приходим домой с магазина с тяжеленными сумками в обеих руках, то мы в первую очередь не снимаем шляпу, и не снимаем перчатки, и не стряхиваем пыль с пальто – сразу ставим на пол огромные сумки, облегченно вздыхаем, а потом делаем все остальное. Также и на первой исповеди нужно сбросить тяжелые греховные камни с души – исповедовать то, что наболело, что тяготит. Господь смотрит не на список грехов, а на душу.

Грех с запахом фиалки 

Владимир: «Не все батюшки выслушивают до конца долгую исповедь, иногда перебивают на полуслове: «Каешься в грехах?» Что же получается, что часть «неозвученных» грехов нужно переносить на другую исповедь? Опять брать “список”, отмечать, что  исповедал, а что нет?»

 Уважаемый Владимир! Всех грехов перечислить невозможно, как бы мы ни старались. Исповедь – это не отчет «о прожитой греховной жизни за такой-то период», - это «золотое» время для души, и не нужно превращать ее в простую беседу со священником на духовные темы.  В последнее время часто стали появляться в продаже брошюрки со всевозможными списками грехов. Есть много хороших пособий, помогающих осознанно приготовиться к исповеди. Например, святителя Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающемуся», подобное - прот. Григория Дьяченко, и еще много других, грамотно составленных. Но бывает, встречаются сомнительного содержания. Чего там только не узнаешь! Оказывается, есть такие грехи: «пользовалась душистым мылом», «любила спать на мягкой постели», «любила нюхать цветы», «стригла волосы и делала прически» и т.п. В конце брошюрки всю эту несуразицу рекомендуется прочесть перед священником, причем с любопытным примечанием: если много людей и батюшке некогда, то раздели этот список на несколько частей для другой исповеди, - и так постепенно душа очистится от грехов. Как рассказывали, одна бабка-экстрасенс продавала своим посетителям подобную брошюрку с убедительными рекомендациями пройти несколько сеансов исповеди. Если на исповеди мы услышали от священника: «Прощаю и разрешаю от всех грехов твоих», то можно не сомневаться, что так оно и есть - от всех грехов.

Театр здесь не проходит 

 Любовь: «Была в монастыре, очередь длиннющая, исповеди в среднем по 5-10 минут,  сказала, что у меня первая исповедь и тем не менее, исповедовалась я точно такое же время, как и все остальные. Наверное, нужно еще идти.» 

Не нужно для себя ставить главной целью - перечислить все свои грехи до мельчайших подробностей. Главное, чтобы священник услышал в нашей исповеди раскаяние о содеянном, плач души о грехах, стремление к чистоте, к святости. Это невозможно сыграть, притвориться,  сделать вид. Опытный и внимательный священник сразу уловит  покаянное настроение исповедника, и может даже остановить исповедь, прочитав разрешительную молитву, поняв, что человек искренне и во всем раскаивается. Хорошо бы выбрать такое время у священника, когда он не отягощен длинной очередью прихожан, - когда свободен и может не спеша выслушать, дать совет. Любой батюшка относится с глубоким уважением и любовью к тому, кто с серьезностью относится к покаянию, ведь чтобы люди пришли к Богу священник посвящает не 5-10 мин., а всю свою жизнь.

Тест  "свободен ли я?"

Лариса: «Какие грехи нужно исповедовать, чтобы пройти мытарства?»

Святые отцы описали хороший признак того, как узнать - простил нам Бог  какой-то грех или нет. Очень просто. Если нам не хочется больше повторять этот грех и мы его с отвращением вспоминаем, то это верный признак, что этого греха нет уже на нашей душе. Если мы вспоминаем его с услаждением, и хочется сделать еще, то значит есть еще над чем поработать.  Мытарства преп. Феодоры не буквальное, а символическое описание того, что происходит с душой христианской после разлучения с телом.  Для нас важны не подробности описаний всех мест, через которые проходит душа, а важна сама идея того, что  за все в жизни придется дать ответ, и что мы свою будущую вечную участь решаем здесь в своей жизни. Душа свободна от тех грехов,  в которых покаялась. На мытарствах они даже не вспоминаются.

... и станет легче 

Лидия: «Давно исповедала грех аборта, но на каждой исповеди снова вспоминаю его, он меня все время мучает. Может быть,  я его неправильно исповедаю и нужно нести епитимию?»

Грех это болезнь, и как после лечения остаются рубцы и шрамы, так и после нашего покаяния душа еще долго не может успокоиться. Аборт – греховный поступок.  Не помысел, не желание, а именно поступок, действие, в котором принимали участие и душа и тело. Через какое-то доброе дело, сделанное во имя убиенного младенца, душа мамы сможет успокоится. Сделать доброе в противоположность греху - это есть плоды покаяния, и в этом смысл и цель епитимии. Как и что конкретно сделать для этого  - решается со священником индивидуально.

 

Покаяться – значит измениться 

Нина: «Я – учитель с 35-летним педагогическим стажем. Проработав столь длительное время в общеобразовательной школе, обучая детей истории и философии, я искренне считала, что для меня уже не существует никаких вопросов, на которые не было обстоятельных ответов. А если вдруг какая-то жизненная ситуация все же ставила меня в затруднение, я находила ей пояснения в столь любимых мною философских трудах. Православие для меня оставалось чем-то дореволюционным и исключительно обрядовым. Я отдавала себе отчет в том, что многих вещей я просто не понимаю и возможно оттого не воспринимаю религиозную  жизнь так, как многие верующие люди. Я задаю себе вопрос: «А что же такое вера? Фанатичное, безапелляционное признание Бога?» «Читайте Закон Божий, молитесь, ходите в церковь, живите по заповедям Божиим, читайте святых отцов» – такую назидательную «инструкцию» я получила от одного молодого священника и очень благодарна ему за то время, которое он потратил на меня. Всему можно научиться, это мое убеждение, допускаю, что оно может быть ошибочным, когда вопрос идет о Вере, а ведь Православие – это тоже наука, и как любая наука ее можно постичь. Но мне хочется узнать о Православии больше, чем то, куда поставить свечки ”за здравие и за упокой”.Что касается Святых отцов – да, действительно, таких книг очень много, но с чего начинать? Допускаю, что такая серьезная литература может быть не всеми и понята. Значит, есть другая литература более простая и доступная. Есть духовные семинарии, богословские институты, но ведь, есть и “первоклассники”. И поверьте, таких «неграмотных» людей, как я, которые хотят постичь Православие очень - очень много. Что мне посоветуете?»     

Дорогая Нина! Ваше искреннее и непосредственное желание открыть для себя православие - не может не порадовать. Учитель с 35 летним стажем считает себя «первоклассником» в вопросах веры - это хорошая почва для восприятия Истины. Бог гордым противится, а смиренным дает даром. Но дерзну утверждать, что до начала вы еще не дошли. В вашем рассказе о своих духовных поисках я не заметил очень важного слова: покаяние. Это и есть тот заветный ключик, которым отворяется заветный ларец богопознания. Вы когда готовите, например, суп, то что сразу делаете? Берете кастрюлю, наливаете в нее воды, кидаете туда нужные продукты и – на огонь. А если кастрюля окажется грязной, да еще с заплесневевшими остатками пищи, станете Вы в ней готовить? Нет, конечно. Ее надо сразу тщательно вымыть, а потом готовить. Иначе суп не получится. Также и в духовной жизни. Если мы хотим, чтобы наша жизнь наполнилась радостью истинного познания Бога, то нужно вычистить, вымыть свою душу от грязи греховной. Только в душу чистую от греховных страстей войдет Господь и наполнит ее счастьем и радостью. Заметили, что Господь называется Спасителем? Но от чего Он спасает? От греха, как главного препятствия между Богом и человеком. Покаяние – это не просто признать себя виновным в нарушениях Божьих заповедей. Покаяться – значит измениться. Из вашего повествования о себе не очень ясно: знакомы ли Вы с Таинством исповеди? Если да, то учтите, что когда мы говорим перед Крестом и Евангелием «каюсь, Господи», то этим выражаем свою решимость исправить свою жизнь. Просто верить в Бога – это не абсолютная ценность. Бесы тоже верят и трепещут, знают в совершенстве и Св. Писание и Закон Божий, но его не исполняют, не живут им. Потому бесами и остаются. Не спешите воспринимать православие как совокупность научных знаний. Православие - это вера выраженная в поступках, это - правильный образ жизни, это - сама жизнь.

В чем смысл жизни? Вам, как учителю философии известно, что над этим вопросом трудились лучшие умы человечества, но для них он так и остался загадкой. Жить ради жизни – высшая точка для человеческого разума. Христианство открывает перед нами новый смысл бытия: жить ради уподобления Богу. Стать похожим, подобным Богу – вот высота и красота, которая перед нами открылась через Христа. Господь Иисус Христос есть основа, центр православия. Ему, уподобляемся, с Него берем пример, Им живем. Христос и есть Истина.

 Хочу стать, Нина Петровна, на сторону Вашего знакомого молодого священника. Он достаточно точно обозначил Вам источники, через которые можно познакомиться с православным вероучением. Если Вы настроены на серьезное изучение церковной литературы, то могу Вам лишь подсказать, что лучше почитать. Творения святых отцов перечитать очень трудно. Это сотни и тысячи томов. Святитель Игнатий (Брянчанинов) изучил всех святых отцов и выбрал нам самую главную сущность, изложивши ее в своих творениях. Это только шесть томов. Их прочитать особого труда не составит. Жития святых раскрывают перед нами опыт жизни христианских подвижников. Важно почитать труды современных богословов: Алексея Ильича Осипова, диакона Андрея Кураева. Нельзя забывать и о художественной литературе. Перечитайте наших православных писателей: Чехова, Гоголя, Достоевского и др. В романе «Братья Карамазовы» очень хорошо показана красота христианской души. Сейчас доступно много хорошей православной литературы. Лишь бы читать, не лениться. Главное, Нина Петровна, старайтесь воцерковиться, влиться в жизнь церковной общины, почаще исповедуйтесь и причащайтесь. Я очень верю, что Вы всему научитесь. 

Грех с мёртвой хваткой

Георгий: «Прочел в Евангелии слова Христа: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа Святого не простится, ни в этом веке, ни в будущем». Выходит, что это грех при исповеди не прощается? И что значит хула на Духа Святого?»

 Уважаемый Георгий! Не простится – это не значит, что Милосердный Господь прощает все грехи, в случае с хулой он перестает вдруг быть таким добрым, а так возмущается, что и простить не хочет ни в сем веке и ни в будущем. Это наше узкое, человеческое понимание. Покаяние – процесс двухсторонний. С одной стороны – спасающая рука Божья, всегда протянутая, всегда готовая вытащить погибающего из пучины греховного моря. С другой – рука утопающего человека, далеко не всегда поднятая над водой, чтобы ее можно было крепко схватить. Кто понял, что зря барахтается в мутной воде, тщетно ища там точку опоры, что напрасно тратятся силы и стоит только все бросить и протянуть вверх руку и тут же ее схватит опытный и надежный Спасатель – тот не утонет, тот спасется. С Ним легче, удобней избежать гибели - проще. Потому и прощение грехов. Так и с хулой на Духа Святого. Это условное обозначения такого опасного места в этом житейском море, где нет никакой возможности протянуть руку за помощью. Там – страшное болото, затягивающее, сковывающее, не отпускающее свою жертву. Это грехи, в которых нет «технической» возможности покаяться, исповедаться, принести плоды покаяния. Таких мертвых болот несколько.

Самоубийство тела. Покаяние, как возможность вернуться в Царство Божие, дано только людям, и только ради нашей немощи плотской, и только при наличии души и тела, вместе соединенных. Покаяние не возможно, не доступно для падших ангелов, потому, что у них нет тела человеческого. Также оно не доступно душам умерших – у них тоже нет тела. Покаяние – это уникальный во всем мироздании, временный, короткий как вспышка - Божий Подарок нам, людям. И только на то время пока мы живы, еще не умерли и не наступило всеобщее Воскресение. Чтобы покаяться нужно грех осознать и душой и мозгом, нужно его исповедовать – с помощью языка и речи, нужно произвести руками доброе дело, как плод покаяния. Но если человек сам себя лишает жизни, добровольно разъединяет в себе две половинки – душу и тело, так как он сможет в этом покаяться, сделать такую трудную работу, где нужны в наличии и душа и тело. Душа - она бессмертна, отошла от тела, ее бесы обступают, и она сразу все осознает и понимает, что глупость совершилась. Вопиет и взывает велиим гласом, что согрешил, все понял и больше не буду. Да простил бы Господь дурака этакого, ведь и нам его жалко, да только как? Тело – где? При грехе самоубийства тело приняло участие, а при покаянии – уже не может, ибо неживое! Двери покаяния закрываются с последним вздохом. За какую руку хватать Спасателю, если сам погибающий ее не то, что не протягивает, а еще и добровольно ее оторвал от себя и во гроб положил?    

Другое болото – самоубийство души. Душа умереть не может. Она не исчезает в небытие, не разлетается на мелкие частички, она – вечна. Убить ее не возможно никому. Но возможно облепить таким огромным слоем грязи, что она будет задыхаться, болеть, производить смрад и разложение, как мертвец. Грязь души – греховные страсти. Смерть души – аппетит к поеданию этой грязи. Когда человек живет греховной жизнью, упорно не хочет это менять, получает удовольствие от этого, отвергает всякий глас совести и глас Божий, то это есть полная смертоносная самоизоляция от Источника Жизни. А что за жизнь без Бога! Тонет он в этой хляби, и спасение рядом, и руки сильны и растут из правильного места. Только протягивает он их из пучины, чтобы показать небу большой кукиш. 

Не унывать!

Анна: «На меня когда-то напало очень сильное уныние! Как бороться с унынием и нерадением»?

Уважаемая Анна! Уныние – это как парус без ветра. Белый, красивый, но никуда на движущий корабль. Уныние, стояние на месте, оцепенение душевное – результат нашего виртуального христианства. Все мы знаем, умные книжки читаем, молитвословами полки заставляем – но мало что делаем, для того чтобы ощутить обещанную радость. Не до уныния тому, кто постоянно занят чем-то хорошим. Ему радостно на душе от благодарного слова «Спасибо тебе за …» Уныние не достигает человека, делающего добро. Оно за ним просто не успевает. Попробуйте, дорогая Анна, сделать простое и хорошее дело для своего храма, для родственников, для соседей. Проверено – уныние, как рукой снимет! Помоги нам, Боже!                                                                       


Назад к списку